Соревнования по киберспорту проводятся по всему миру, в том числе и международные: World Cyber Games, The CPL, ESWC, ESL Pro Series, ECG, KODE5. Наиболее значительным из них является турнир World Cyber Games, который организован подобно Олимпийским играм. Впервые WCG были проведены в Южной Корее, родоначальнице киберспорта и неизменным лидером в мировых состязаниях по Старкрафту, и с тех пор соревнования устраиваются каждый год в разных странах.
Полупрофессиональные онлайн лиги
Помимо соревнований с призовым фондом существует ряд полупрофессиональных лиг, организующих соревнования в форме онлайн кубков и ладдеров. К наиболее известным и массовым относятся ClanBase, ESL и др.
Так же существует множество организаций, которые на добровольных началах проводят множество турниров как он-лайновые так и офф-лайновые, по самым известным и популярным дисциплинам. Практически в каждом российском городе существует такая организация. Но, к сожалению, отсутствие материальной поддержки убивает все возможности для развития и остается надеяться только на энтузиазм организаторов. Множество киберспортивных порталов проводят он-лайн чемпионаты, но в большинстве своем они нерегулярны или не могут в достаточной мере мотивировать игроков на развитие. И если в Москве и Санкт-Петербурге развитие продолжается довольно активно, то на остальной части России киберспортивное движение практически не развивается.
Киберспорт в СНГ
Одной из крупнейших киберспортивных организаций в России является Национальная Профессиональная Киберспортивная Лига (НПКЛ), которая существует с 2004 года и занимается проведением соревнований по киберспорту среди профессиональных геймеров. НПКЛ впервые в России применила шоу-формат проведения матчей по киберспорту, инициировала создание профессиональных киберспортивных клубов и запустила регулярный чемпионат, организованный по принципу крупнейших спортивных лиг и ассоциаций.
Киберспортивные организации существуют в нескольких странах СНГ, включая Беларусь, Казахстан и Украину.
Одним из крупнейших турниров в странах СНГ является ASUS Open, проводящийся раз в квартал с 2003 года. Призовые фонды одни из самых больших среди чемпионатов СНГ — до 1 миллиона рублей. Отборочные игры WCG, победители которых отправляются на чемпионат World Cyber Games, также являются одним их престижных соревнований стран СНГ.
Также существуют различные некоммерческие турниры, например, RDL (Русская дуэльная лига по Quake II).
Проведение соревнований
Большие соревнования проводятся в специальных местах, где публика может наблюдать за игроками, сидящими за компьютерами, а ход поединка отслеживать на большом экране, куда транслируется изображения с экранов игроков. В Южной Корее из-за большого числа зрителей подобные соревнования проводят на стадионах. Менее масштабные соревнования проводятся в компьютерных клубах и интернет-кафе. Кроме того, существуют онлайн-соревнования, которые проводятся через интернет.
Игра через интернет обладает некоторыми недостатками. У разных игроков могут быть разные задержки передачи информации через сеть в связи с неоднородностью структуры глобальной сети. При игре через Интернет сложно обнаружить жульничество в игре («читерство»). При игре через локальную сеть все игроки присутствуют в одном помещении под наблюдением организаторов соревнования, поэтому жульничать намного труднее. Локальная сеть сводит на нет и проблему задержек сети, так как имеет достаточную и одинаковую для всех пропускную способность. Игра через LAN создаёт специфическую атмосферу соревнования благодаря личному присутствию всех участников и зрителей, которая не может быть достигнута посредством интернета.
Призовые суммы
На крупных соревнованиях призовой фонд может достигать 1 000 000 долларов и более. Самый крупный выигрыш за историю киберспортивных соревнований выиграл Джонатан Венделл, выступающий под никнеймом Fatal1ty. В финале соревнования по игре Painkiller в 2005 г. его выигрыш составил $150 000. Зарплаты корейских StarCraft-игроков составляют от $20 000 до $500 000—600 000 в год. Призовые фонды крупных соревнований чаще всего спонсируют компании, связанные с производством комплектующих, периферии и ПО для компьютеров.
В 2002 российский игрок uNkind занял первое место на World Cyber Games по игре Quake III и уехал домой с суммой $20 000. Также в 2002 году на World Cyber Games Питерская команда по Counter-strike M19 заняла первое место и увезла с собой $40 000; Все в той же Quake III игрок Cooller занял первое место на Cyber[X]Gaming, проходившем в США Лас-Вегасе, и выиграл $20 000. В 2005 году игрок 3D.Androide выиграл серебряную медаль на соревнованиях по StarCraft, заработав $10 000. В 2006 году два российских игрока USSRxAlan и USSRxMrRASER заняли первое и второе место по NFS: Most Wanted, получив соответственно $15 000 и $8 000. В 2007 году Logitech.Alan(ex. USSRxAlan) завоевал бронзовую медаль в дисциплине NFS: Carbon. 2008 год принес нам русский финал в Need For Speed и бронзу от Дмитрия Костина под никнеймом Happy в Warcraft 3.
Команды
В киберспорте команды игроков традиционно называются кланами, или «ти́мами» (от англ. «team» — команда). Некоторые виды компьютерных игр, например Counter-Strike, созданы только для командного соревнования, другие же позволяют играть как в режиме «1х1», так и команда на команду.
Признание
В связи с развитием киберспорта по всему миру встаёт вопрос о признании его как настоящего вида спорта наравне с прочими. 22 марта 2001 года Министерством юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация компьютерного спорта России», которая занимается продвижением и поддержкой киберспорта в России.
Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 12 марта 2004 г. по распоряжению главы Госкомспорта России Вячеслава Фетисова. Однако через несколько лет киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр: развитие в более чем половине субъектов Российской Федерации и наличие зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения. Однако компьютерный спорт продолжает присутствовать в перечне видов спорта, признанных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также перечне видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения.
Почем стать геймером?
Компьютерные игры позволяют не только забывать о будничных проблемах, но и развивают реакцию, а иногда -- даже стратегическое мышление, что совсем не лишнее в реальной жизни. Правда, для современных "игрушек" нужен компьютер стоимостью от $1000. Взрослые как дети
"Компьютер без "игрушек" -- печатная машинка", -- утверждают сторонники виртуальных развлечений. Любителей поиграть перед монитором можно найти практически в каждом офисе. Геймеры -- так называют себя те, кто серьезно увлечен компьютерными игрушками.
Причины, по которым взрослые люди впадают в детство и начинают заниматься якобы несерьезными вещами, бывают разными. Журналист Александр хотя бы один вечер в неделю посвящает любимой стратегии: "Я просто забываю о внешнем мире и переношусь в другую реальность. Это хороший способ на время отвлечься от будничной суеты и проблем". В компьютерных играх не важен пол, социальный статус или национальность человека. Возможно, поэтому они являются одним из наиболее распространенных увлечений как в Украине, так и во всем мире.
Геймеры создают свои ассоциации, лиги, федерации… У нас в стране, например, есть Федерация компьютерного спорта Украины. Эта организация, к слову, отправила в Олимпийский комитет письмо с предложением сделать кибер-спорт олимпийским! Кроме того, есть Украинская профессиональная кибер-лига -- она занимается организацией украинского кибер-кубка, и немало неформальных сообществ геймеров.
На любителя
За пару десятков лет игры прошли эволюцию от "одноклеточных" -- самых примитивных двухцветных представителей, до очень реалистичных трехмерных "индивидов". В целом продукцию игровой индустрии легче всего разбить по категориям, отталкиваясь от того, кто соперник.
Борьба с электронным мозгом, или игры в режиме single-player, позволяют сражаться в формате "один на один" и только с компьютером. В эту группу можно зачислить таких "простачков", как "Тетрис" или "Минер". Безусловно, есть и более сложные представители -- всевозможные логические игры или квесты. Чтобы пройти их, порой и месяца не хватает.
"Сегодня популярны небольшие так называемые казуальные игры. От слова casual -- случайный, то есть игры, в которые мы играем время от времени. Расслабляющее развлечение, которому достаточно уделять 15--20 минут в день в перерыве между работой, -- говорит дизайнер и соавтор проекта RetroStyleGames.COM Павел Константинов. -- Особенно они популярны у домохозяек". Не меньше домоседок в них любят играть офисные работники -- такие игры удобно запускать параллельно с другими программами и быстро прятать, если вдруг нагрянуло руководство. Их можно скачать в Интернете, многие -- даже бесплатно. За платные версии обычно приходится отдавать $20--30.
Человек или машина -- вторая категория игр. Они позволяют сражаться как с компьютером, так и с живим соперником по Сети. Многие из таких игр стали культовыми в мире геймеров. Это и автогонки, и "стрелялки", и многие другие. Например, Need for Speed -- выбор тех, кто любит скорость и красивые автомобили. Неплохой способ получить адреналин, если нет возможности поучаствовать в реальном стрит-рейсинге.
Когда-то много шума наделала "стрелялка" Quake. В первых версиях требовалось пройти заданное число уровней, уничтожив всех монстров. Затем формат немного поменялся: теперь своего противника нужно "убить" максимальное количество раз, получая таким образом очки. Очень популярна стратегия WarСraft -- игра, которая не только приносит удовольствие, но и учит стратегически мыслить. Среди украинских стратегий очень большого успеха долбилась стратегия "Казаки". Ну и нельзя забывать о коллективной "стрелялке" Counter Strike. Почти весь мир играет в нее в формате "команда на команду".
Лицензионный диск с такими играми обойдется примерно в $90. Правда, можно ограничиться и пиратской версией за $3--5. Или же вовсе бесплатно найти игру в Интернете.
В "живой сети" -- многопользовательские (multiplayer) сетевые игры -- соперничают реальные люди. Здесь большую популярность получили ролевые игры, в которых каждый пользователь выступает в роли какого-нибудь персонажа. Он фактически ведет вторую жизнь -- виртуальную: получает опыт и навыки, развивается, находит друзей и так далее. Персонаж, как правило, создается полгода и дольше. На интернет-аукционах подобных персонажей даже продают -- стоимость их может достигать нескольких сотен и даже тысяч долларов. Чаще продажей занимаются люди, которые решили оставить игру и хотят получить хоть какую-то компенсацию за потраченные усилия и время.
Среди украинцев немало поклонников и у "футбольных менеджеров" -- в этой игре пользователь фактически управляет футбольной командой: назначает тренеров, покупает игроков, занимается другими организационными вопросами.
Большинство сетевых игр ставят перед собой цель привлечь максимально количество участников, поэтому они зачастую бесплатны. Наиболее удобными для пользователей среди multiplayer-игр считаются браузерные -- их не нужно устанавливать. Чтобы принять участие в такой игре, достаточно просто зайти на веб-страницу. Еще один тип -- клиентские игры. Чтобы стать их участником, нужно скачать клиентскую программу и установить ее на своем компьютере.
Больше чем игра
Геймеры не просто играют, но и активно общаются. Различные интернет-комьюнити --обычное дело для них. Здесь игроки обмениваются новостями, делятся опытом, находят новых друзей. Это могут быть всевозможные форумы, чаты или большие игровые порталы. Найти их несложно -- достаточно написать в поисковике название игры и перейти по нескольким ссылкам. "Многие онлайн-игры собирают вокруг себя людей, которые не против встретиться и в реальном мире, -- рассказал "Деньгам" автор "футбольного менеджера" http://www.fdm.kiev.ua Андрей Олейник. -- Так, например, наше небольшое комьюнити выбирается поиграть в "живой" футбол, посидеть за "круглым столом" и просто хорошо пообщаться вдали от компьютеров". Некоторые встречи геймеров отличаются повышенной креативностью. Например, на встречи люди одеваются в костюмы своих персонажей.
А еще существует категория граждан, для которых компьютерные игры -- практически профессия. Это кибер-спортсмены. Они регулярно участвуют в отечественных чемпионатах и отборочных турах мировых соревнований. В 2006 году наиболее известный украинский геймер -- Михаил Новопашин -- занял третье место на самом престижном мировом турнире WCG в дисциплине WarСraft.
К слову, для тех, кто заинтересован поучаствовать: директор Украинской профессиональной лиги (UCPL) Игорь Кузьмин сообщил "Деньгам", что скоро стартует Украинский кибер-кубок -- Ukrainian Cyber Cup Open, в котором сможет принять участие каждый желающий. Нужно только подать заявку.
Деньги для игрушек
Сколько же нужно потратить денег, чтоб приобщится к этому увлечению? Все зависит от того, в какие игры хочется играть. Самые большие затраты у тех, кого тянет к современным трехмерным и динамичным играм с реалистичной графикой и красивыми видеоэффектами. Стоимость мощного системного блока, который все это потянет, составит не меньше 3,5--4 тыс. грн. Цена монитора определяется размером диагонали, а также качеством матрицы, от которой зависит цветопередача, контрастность, угол обзора и другие параметры. Отпетые геймеры чаще всего покупают 21-дюймовые модели стоимостью от 2--2,5 тыс. грн. Хорошая мышка с большой разрешающей способностью, четко реагирующая на малейшие движения, стоит около 200--300 грн. Примерно столько же нужно отдать за удобный и мягкий геймерский коврик для мышки. Звуковое сопровождение лучше слушать в профессиональных наушниках, цена которых может превысить 1 тыс. грн. "Автогонщикам" придется раскошелиться еще на 300 грн., покупая игровой руль с педалями. Если же речь идет о несложных играх, которые не требуют много ресурсов, то вполне можно вложиться в 3--3,5 тыс. грн. за все.